В мире, где товарно-денежные отношения занимают одну из важнейших позиций в человеческих отношениях, уделяется большое внимание постулатам классической экономической теории, цель которой задать правила подобного рода отношений и объяснить их суть. При этом главенствующая роль в поведенческих моделях отводится не Людям, а Рационалам. Они расчётливы, всё и всегда делают правильно, при этом являясь экспертами в области экономики. Но соответствует ли такое представление о человеческой натуре реальному положению дел?
Если оглянуться вокруг, мы увидим, что живём не в мире Рационалов, с точностью выверяющих каждый свой шаг, а в мире простых Людей, которые живут, как правило, больше «сердцем», нежели «разумом». Им свойственно ошибаться, принимать иррациональные решения, быть в плену иллюзий. Многие при этом не являются экспертами в области экономики. Согласитесь, такой образ мало коррелирует с тем представлением «обычного человека», который мы видим в традиционной рациональной экономике. И совершенно логично предположить, что фундаментальные постулаты экономики неприменимы к реальной жизни, к реальным Людям.
Именно к таким выводам пришёл Ричард Талер и проделал большую работу, чтобы эти предположения имели чёткое научное обоснование. В своей книге «Новая поведенческая экономика. Почему люди нарушают правила традиционной экономики и как на этом заработать» он описывает становление поведенческой экономики со своим непосредственным участием. Талер пишет о том, с чего всё начиналось, какие теории и гипотезы использовались в качестве основы, какие люди трудились над тем, чтобы поведенческая экономика из разряда «отщепенцев» перешла в статус полноценного научного направления, заслуживающего внимания и изучения.
Новая поведенческая психология – книга не из лёгких. Читается и воспринимается довольно сложно. Но, несмотря на это, в ней изложены весьма интересные нюансы человеческой сущности с точки зрения экономики, изучающей действия людей сквозь призму психологического знания. Автор не только озвучивает множество вопросов, стоящих перед новым научным знанием, но и как полагается в любых серьёзных исследованиях приводит научно обоснованные данные, подтверждающие истинность найденных ответов.
Работа Талера в первую очередь заинтересует экономистов, финансистов, брокеров, инвесторов, предпринимателей, представителей высшего руководства, топ-менеджмент, психологов, и всех тех, кому интересна тема анализа человеческого поведения.
Представленную в книге информацию можно применить не только в области финансовых рынков и «высшей» экономике: как и когда правильно инвестировать, какие бумаги принесут наибольший доход и маржинальность; но и на вполне бытовом уровне: какие ловушки могут нас поджидать при формировании и использовании бюджета, как перестать беспокоиться о потраченных деньгах и начать радоваться совершённой сделке.